По данным Интернет-портала Минюста РБ, 5 января 2024 года был принят новый закон №343-З, который касается изменении ранее актуального Закона «О нотариате и нотариальной деятельности» 2004 г. Цель обновленного акта –
усовершенствовать правовое регулирование в работе нотариальных институтов на базе практики деятельности. Правоприменение функций в этой сфере давно требовало корректировок. Закон вступит в работу с 11 июля 2024 г. Что изменилось в работе нотариусов?

Цели и задачи нового закона
С этого года в нотариальной работе будут присутствовать перемены, которые являются целями нового законодательного акта:
- Усовершенствование правовой базы и контроля нотариального функционала (с учетом актуальной практики нотариатов).
- Включение необходимого перечня универсальных предписаний, которые подразумевают удовлетворение через официальные надписи, в Закон РБ №305-З от 18.07.2004 «О нотариате и нотариальной деятельности». На сегодняшний день эти сведения внесены в президентский указ от 11.08.2011 №366, касающийся отдельных вопросов в работе нотариата.
- Определение возможности осуществления отдельных нотариальных функций без присутствия обратившихся лиц, в удаленном режиме, с учетом современных технических возможностей (без явки в представительство).
Среди основных тенденций в отношении улучшения работы нотариата в целом можно назвать последний пункт. Такая реализация действий нотариатов включена в концепцию политического права, согласно Указу Президента РБ от 28.06.2023 №196.
Теперь работаем удаленно
Согласно новому закону, теперь около 30% всех функций нотариусы смогут выполнять онлайн, что будет прописано официально, в отличие от прежних условий работы. Личный визит в нотариальную контору для граждан не потребуется, как и для представителей их интересов. Волеизъявление может осуществляться посредством средств и сетей массовой коммуникации. Но обратиться лично по-прежнему можно, за любым содействием нотариуса.
Например, в удаленном формате можно реализовать такие операции:
- Выдача сертификатов о праве на наследство и собственности (в том числе на имущественные доли), которое было нажито во время брака;
- Можно совершить удаленно исполнительные подписи;
- Засвидетельствовать апостиль и перевод документации с разных языков;
- Принять электронные файлы документов и денежных средств на хранение и депозит;
- Выдать копии документов клиента;
- Обеспечить доказательную базу на основе информации из сети Интернет и пр.
Как будут взаимодействовать клиент и нотариус? В первую очередь обмен файлами и сканами документов можно делать по электронной почте или с использованием официального портала Белорусской нотариальной палаты.
Важно: если направляется заявление от гражданина по почте, то потребуется нотариальное засвидетельствование подлинности личной подписи. Для этого нужно лично обратиться в нотариат по месту проживания или на другой удобный адрес.
Удобство для населения
Данный формат коммуникации, разумеется, гораздо удобнее и эффективнее в современных условиях. Пример: при оформлении права на наследство разные стороны-наследники могут не ходить лично к специалисту в одном населенном пункте, если находятся в разных регионах.
Чтобы обратиться к специалисту через портал, гражданин может воспользоваться функционалом личного кабинета. Через этот раздел можно подавать заявления на выполнение любых нотариальных операций, получить документальные файлы и просматривать историю совершенных операций с участием гражданина.
Порядок работы в сети и конкретный список случаев для обращения (напомним, эта опция распространяется не на все услуги нотариуса) уточнит Минюст Беларуси. Заявку при обращении, как и другие документы, надо будет подписывать с использованием ЭЦП.
Новый правовой акт также предусматривает доступность передачи нотариальных справок в электронной форме (в определенных случаях, установленных Минюстом). В результате прогнозируется доступность услуг нотариата для белорусского населения, сокращение различных финансовых и бюджетных затрат на осуществление значимых юридических действий.
К новому законому акту также разработано приложение со списком требований, которые могут быть удовлетворены при наличии исполнительных подписей. Перечень создан на базе положений, прописанных в Указе №366 и иных законодательных документов. В дальнейшем указ свою юридическую силу утратит.