Основное направление деятельности налоговых органов Республики Беларусь, обеспечение законности в области уплаты налоговых сборов физическими лицами. Начиная с 2022 года, изменен порядок действий МНС, направленных на выявление несоответствия уплаченных налоговых сборов фактическим доходам физических лиц. До вступления в силу данного нововведения, граждане РБ, иностранные граждане, лица без гражданства, но проживающие в Беларуси, обязаны были предоставить декларацию о доходах и принадлежащем им имуществе. Данная декларация являлась основополагающим документом для расчета конечной суммы налоговых выплат.
Новый регламент предоставляет право сотрудникам налоговых органов отслеживать фактические расходы всех граждан РБ и сопоставлять с данными о доходах, предоставленных в налоговые органы. Сделано это с целью выявления «серых» схем получения доходов и повышения эффективности работы государственных органов в области борьбы с «теневой» экономикой. Осуществление контроля соответствия задекларированных доходов и фактических расходов проводится в соответствии с нормами Налогового кодекса РБ (пункт 2, ст.73-1). Введение понятия камеральной проверки, по большей части определяет порядок действия налоговых органов.
Камеральная проверка
Инициацией проведения проверки могут выступать запросы от органов государственного контроля, внутренних дел, государственной безопасности, прокуратуры. Проверка может проводиться по инициативе руководящих должностных лиц МНС или на основании предварительного анализа сотрудниками МНС поступивших деклараций.
Предварительная проверка
Предварительная камеральная проверка осуществляется без обязательного уведомления физического лица о выполняемых процедурах сотрудниками МНС по сбору информации о фактических расходах конкретного лица.
Налоговые органы учитывают информацию, документально подтвержденных расходов, из следующих источников:
1. ГАИ. Собирается информация о стоимости поставленных на учет транспортных средств.
2. БРТИ. Учитывается стоимость зарегистрированной недвижимости.
3. Банковская сфера. Сбор информации по движению денежных средств с использованием электронных платежных систем.
4. Фонд социальной защиты населения. Получение информации о документально подтвержденных доходах.
5. Таможенные структуры.
Кроме того, налоговые структуры могут использовать и другие способы получения данных о реальных расходах физических лиц. На усмотрение МНС отданы права определения временного интервала сопоставления реальных доходов и расходов (месяц, год, 10 лет или другие временные рамки). Собранные данные являются основой для проведения анализа на соответствие доходов и расходов физических лиц. Все эти процедуры определяются действующим регламентом, как предварительный этап камеральной проверки. По каждой проверке должны быть составлены официальные заключения по полученным результатам. При выявлении законно обоснованных расходов, не вступающих в противоречие с действующим законодательством по отношению к зафиксированным доходам, один экземпляр заключения должен быть выдан физическому лицу, в отношении которого производились данные действия.
Документальное обоснование законности получаемых или полученных доходов на основании проверки
В случае выявления расхождений, составляется акт проверки, являющийся основанием для обращения к проверяемому гражданину для получения обоснования превышения его расходов относительно дохода. Данное обращение может быть доставлено гражданину различными способами (вручение лично, по почте, уведомление по электронной почте, сообщение в личном кабинете структуры налоговой службы). Игнорирование обращения налоговых органов является противоправным действием. Получивший уведомление гражданин обязан в течении 30 календарных дней предоставить пояснения по источникам доходов за тот период, который отображен в акте проверки.
Информация, которая предоставляется физическими лицами, должна содержать следующие пункты:
• Личные персональные данные (ФИО, регистрационные данные о месте проживания);
• Сведения о полученных доходах с детальным обоснованием формирования полученных денежных средств и другого имущества от физических, юридических лиц.
Существует много нюансов определения причин обязать предоставить физическими лицами обоснования полученных доходов и причину их расхождения с выявленными расходами. По каждой конкретной ситуации, сотрудники налоговых органов принимают решения на основании сделанного проведенного анализа. Для физических лиц необходимо знать, что определены допустимые рамки превышения расходов над доходами. Исключение составляет выявленные превышения расходов, выявленные в результате проверки на основании запросов вышеперечисленных государственных структур.
На основании полученных данных, налоговые органы, на законодательной основе, производят начисление определенного процента дополнительных налоговых сборов.
Для получения более полной информации по условиям предоставления обоснования в налоговые органы можно воспользоваться услугами юристов или получить консультацию непосредственно у сотрудников налоговых структур.